Перейти к содержимому

День ЖКХ на ВДНХ

20 января на площадке Музея городского хозяйства Москвы на ВДНХ, в рамках международной выставки-форума «Россия», состоялся День ЖКХ.

Одним из самых интересных событий данного мероприятия стала лекция одного из ведущих экспертов в области ЖКХ в нашей стране, главного редактора портала «Дом и Двор», Павла Степуры.

Тем, кто занимается или так или иначе интересуется ЖКХ, Павла лишний раз представлять нет необходимости, поэтому мы с Ириной Богдановой, являясь членами Совета дома, не могли упустить возможность послушать лекцию на тему: «Школа управдома: полезные ответы на сложные вопросы». Незадолго до начала мероприятия, мы оказались у входа в здание Музея:

Сам музей достаточно любопытен, там есть на что посмотреть, но поскольку нашей главной целью была лекция, то, пройдя через не самого приветливого охранника и нацепив предоставленные бахилы, мы поспешили в главный зал и успели как раз вовремя — лекция начиналась с минуты на минуту:

Павел Степура

Несмотря на то, что на лекцию был отведён всего час (что преступно мало, особенно при общении с экспертами подобного уровня), она была очень чётко выстроена и осветила все наиболее важные и животрепещущие темы, относящиеся к управлению многоквартирным домом (МКД):

Разделы лекции

Несмотря на то, что все эти темы нам хорошо знакомы мы всё же отметили для себя несколько важных деталей:

Выделяют 3 вида общего имущества:

  • Места общего пользования (подъезды, лестничные клетки, подвалы и т.п.);
  • Земельный участок и все, что на нем находится (дет. площадка, парковка, бордюрный камень);
  • Конструктивные элементы (крыши, шлагбаумы, механическое/электро/технологическое оборудование (домофоны, насосы, системы дымоудаления).

По вопросу разграничения общего имущества собственников и личного имущества в квартире следует отметить что:

  • В отношении холодного и горячего водоснабжения (ХВС/ГВС) — запорный кран, который установлен на ответвлении от общедомового стояка, относится к общему имуществу;

Когда приходит управляющая организация и говорит, что кран нужно заменить, и что это платная работа, то это обман. Кран обслуживается за счет управляющей компании.

Павел Степура
  • Полотенцесушитель, как правило,1 относится к общему имуществу.
  1. Исключение здесь составляют те случаи, когда собственник вмешался (модернизировал, сам заменил полотенцесушитель и т.д.). В таком случае полотенцесушитель уже не общее имущество. И все расходы по его обслуживанию переходят на собственника. ↩︎

Система отопления

  • Все отопительные элементы относятся к общему имуществу независимо от наличия вентиля или отсекающего устройства, так как отнесены к общему имуществу Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Здесь правда была оговорка, что несмотря на указанное Постановление, некоторые суды всё равно относят внутриквартирные отопительные приборы к личному имуществу при наличии отсекающего вентиля.

Из раздела лекции, посвященного жилищным и коммунальным услугам следует отметить следующее:

  • Объединять подобные услуги, называя их жилищно-коммунальными (ЖКУ) некорректно. Это совершенно разные хоть и связанные с обслуживанием МКД услуги.

К жилищным услугам, например, относятся:

  • содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (осмотры общего имущества, выявление повреждений и нарушений), в т.ч. санитарное содержание общего имущества (услуги дворника, услуги по уборке подъездов, их дезинсекции и дератизации, услуги по прочистке мусоропроводов);
  • Услуги по управлению общим имуществом и общими денежными средствами (прием, хранение и передача технической документации, ведение электронного паспорта многоквартирного дома и т.д.).

К коммунальным услугам в свою очередь относятся:

  • Горячее и холодное водоснабжение (ГВС и ХВС);
  • Водоотведение;
  • Электроснабжение;
  • Отопление и т.д.

Более наглядно на картинке:

Разграничение услуг в сфере ЖКХ

При это не стоит также путать коммунальные услуги и коммунальные ресурсы:

  • Коммунальные ресурсы — это ресурсы, поставляемые в дом, ресурсоснабжающей организацией, например, вода, газ, электроэнергия.
  • Коммунальные услуги — это услуги по предоставлению указанных ресурсов с заданными параметрами потребителю. Например, вода должна подаваться в квартиру, имея установленную нормативами температуру и давление.

Таким образом, вода — это ресурс, а водоснабжение, то есть доставка до квартиры воды с необходимыми параметрами — это услуга.

Отсюда вытекает достаточно важный момент, который упускают многие жители, когда на улице наступают холода и приходит время включать отопление. Коммунальной услугой в случае с отоплением является не температура батареи, а температура воздуха в помещении. Поэтому, если батарея холодная, но температура воздуха в помещении соответствует нормативам, то потребителю оказывается услуга надлежащего качества. Исходя из этого, в первую очередь необходимо измерять температуру воздуха в помещении и проверять её на соответствие нормативам.

В разделе лекции, посвящённому взаимодействию с управляющей организацией, было особо отмечено, что ключевым документом, определяющим взаимодействие собственников с управляющей организацией на годы, является договор управления многоквартирным домом. То есть именно от того, насколько грамотно и детально составлен договор зависит качество оказываемых по этому договору услуг. Данное утверждение может показаться очевидным или даже банальным, но как показывает практика, большинство собственников относится к заключению договора либо недостаточно ответственно, либо и вовсе не обращая внимания на этот аспект, полагая, что раз существуют установленные законом требования и нормативы, то именно их управляющая организация будет непременно соблюдать. Это не так.

Управляющая организация всегда будет составлять договор в своих собственных интересах

Павел Степура

Кроме того, необходимо помнить, что внести изменения в договор управления можно только в двустороннем порядке. Т.е. нужно согласовывать условия и пункты договора с управляющей организацией. Именно поэтому первоначальное заключение договора имеет определяющее значение.

Подводя итог, хочется отметить, что подобные лекции — источник ценнейших знаний, помогающих нам лучше понимать свои права и обязанности в сфере ЖКХ и позволяющих нам уверенно их отстаивать. И вслед за авторами проекта «Дом и Двор» хочется повторить: «ЖКХ касается каждого».